КОНЦЕПЦИЯ МУЗЕЯ В Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПОСЛАНИЕ
пространственное послание, которое предлагается проектом, лаконично и просто:
“Кольцо блокады”, труднопреодолимое, массивное, твёрдое, глухое, охватывает
“Прямоугольник города”, хрупкий, бестелесный, прозрачный и холодный. Постепенно,
по мере движения и погружения в пространство музея, Кольцо начинает напоминать
о стенах древних крепостей и о петербургских фортах, оно становится “колесом
времени” и “календарем блокады”, рассказывающем о каждом её дне.
“Прямоугольник города”, в свою очередь, обнаруживает новые признаки
“градоподобия”, проступающие сквозь прозрачные стены очертания “кубов,
квадратов, прямоугольников” (А. Белый).
Главным зданием и одновременно главной площадью этого “Города” становится
Мемориальный зал.
Музей понятен и одновременно таинственен, не похож на известные музеи; это
музей-монумент, статичный и незыблемый, одновременно меняющийся и удобный; он
с уважением относится к окружающему городу с его традициями и одновременно
принадлежит нынешнему веку.
РЕКА СОЕДИНЯЕТ ГОРОД И МУЗЕЙ
находящийся на повороте Невы, видимый с разных сторон и играющий роль
пространственного “шарнира”. Свободно стоящее Кольцо сопоставимо размерами
и характером с основными акцентами, “зданиями-сигналами”, расположенными
по берегам, и не конфликтует ни с одним из них, включая Смольный монастырь.
Выбор кольца большого диаметра предопределён не столько предложенными
ограничениями, сколько особенностями места и самой темой.
ЗДАНИЯ МУЗЕЯ И ОКРУЖАЮЩИЕ
ОТКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА
подчинены единой “архетипической” пространственной модели; семь
концентрических кругов, зон или поясов следуют друг за другом от границ
участка:
— входная зона с главным входом со стороны Смольного и входами с набережной,
со стоянками автомобилей и автобусов нормативных размеров;
— парковый, “зелёный” пояс, основой которого служат тщательно сохраняемые
существующие деревья, дополняемые посадками новых;
— площадь – «пауза между городом и монументом» подчёркнуто просторна
и пуста, её протяжённость готовит зрителя к встрече с событиями блокады, с
севера ограничена прямолинейным защитным валом, скрывающим проходящий по
набережной транспорт; по гребню и у подножья вала проложены пешеходные пути,
дублирующие существующий тротуар;
— “Кольцо” с идущей по верху смотровой галереей, откуда открывается
“топография блокады”, и с экспозицией внутри стены в уровне земли, посвящённой
каждому блокадному дню;
— внутренние дворы музея с открытой экспозицией, почти полностью
изолированные от внешнего мира;
— “Прямоугольник” основного объёма музея, воспринимаемый с малых расстояний и
в сильных ракурсах, что усиливает его сходство с реальным городом, имеет четыре
основных наземных и один подземный уровень
— завершающим пространством музея становится Мемориальный зал.
“ПРЯМОУГОЛЬНИК” — ОСНОВНОЙ
ОБЪЁМ МУЗЕЯ
независимый от обращённого к городу “Кольца”, свободен от “внешних”
обязательств и подчинён собственной внутренней логике:
— на первом уровне располагаются входные зоны для посетителей, участников
приёмов и работников музея с системами контроля допуска, информационными
устройствами и службами, гардеробные и санузлы; здесь входы на верхние ряды
зрительного зала на триста мест, в трансформирующиеся аудитории с плоским
полом, в зону временных выставок (с возможностью её изоляции и непосредственной
доставки экспонатов), буфет для посетителей и музейный магазин; в зоне лифтов,
лестниц и санузлов располагаются антресоли со служебными и техническими
помещениями
— второй уровень занят постоянной экспозицией, это единое свободное
пространство без естественного освещения, организуемое трансформируемыми
модульными перегородками; в зоне лифтов, лестниц и санузлов располагаются
антресоли со служебными и техническими помещениями
— третий уровень отведён под библиотеку с читальным залом, образовательный
центр и обособленную зону приёмов с двухсветным универсальным пространством
и группой обслуживающих помещений, включая пищеблок;
— четвёртый уровень занят помещениями научно-исследовательского центра,
администрации и службами зоны приёмов;
— выше расположен технический “чердак”, высотой 1,8 м и открытые площадки для
размещения инженерного оборудования;
— подземный уровень включает как пространства для посетителей, так и
служебные и технические помещения (наличие лишь одного подземного уровня
в условиях сложной гидрогеологии существенно снижает риски подтопления);
из нижнего распределительного вестибюля, где могут проводиться временные
выставки из фондов музея, можно попасть на нижнюю отметку Мемориального
зала, на первые ряды зрительного зала, к фондохранилищам открытого доступа,
к лифтам и лестницам зоны приёмов, к лифтам и лестницам смотровой галереи
“Кольца”; в группу технических и служебных помещений подземного уровня входят
фондохранилища, помещения инженерного оборудования, помещения загрузки
и хранения продуктов пищеблока зоны приёмов и посетительского буфета;
артистические и помещения разгрузки и хранения сценического оборудования
зрительного зала; здесь же зона доставки основных материалов и грузов,
рассчитанная на приём длинномерных, крупногабаритных транспортных средств,
с помещениями таможенного досмотра и обработки грузов; все зоны доставки
грузов выведены в общий подземный крытый двор со служебной стоянкой, куда
ведёт наружная рампа нормативных параметров; часть производственных
помещений подземного уровня освещены через остеклённые горизонтальные проемы,
расположенные по периметру наземной части “Прямоугольника”
МЕМОРИАЛЬНЫЙ ЗАЛ
является смысловым и композиционным центром музея. Он окружён многосветным
пространством, в котором расположены эскалаторы и лестницы. Зал служит
местом “молчаливого поклонения” с возложением венков и цветов снаружи
или внутри зала и местом общего, публичного действия с аудио-визуальным
сопровождением. Пол Мемориального зала может находиться на отметке
подземного уровня или представлять собой подъёмно-отпускную площадку из
одной или нескольких платформ. Такая площадка способна останавливаться на
первом, втором и подземном уровнях, перемещаться вместе с посетителями, менять
рельеф пола и использоваться для транспортировки любых музейных грузов.
3D-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
выполнена сложившейся командой профессионалов 3djobs.ru — архитекторов, дизайнеров, визуализаторов, работающими в отрасли нестандартных решений архитектуры и фотореалистичной визуализации.
Детали проекта
- Локация:
- Санкт-Петербург
- Год:
- 2017
- Статус:
- концепция
- Площадь участка / Site area
- 1,26 ГА
- Площадь застройки / Building area
- 10000м 2
- Общая площадь
- 25000 м 2
- Архитекторы:
- Буш Д.В., Хомяков А.И., Подъяпольский Д.С., Преображенская А.Д., Мнацаканян М.Л., Цай О.К., Олофинская Ю.В., Мощанский Д.
- 3D-Визуализаторы:
- Курицын П.Б. , Архипов M.M. , Кучук В.А. , Чередников А.А. , О.Г.Кузина